Насколько важно мнение о России русских эмигрантов? Об ошибочных прогнозах российских деятелей прошлого
В России время от времени всплывает вопрос об этичности суждений о ней, тех кто ее покинул. Но история подкидывает любопытные ошибочные прогнозы российских политэмигрантов.
Российское издание «Colta» опросила разных людей. Вопрос был, – пишет на странице в Facebook Александр Морозов: имеют ли какое-то этическое преимущество в суждениях о России, живущие за ее пределами.
И наоборот. Видимо, сетевая коммуникация в эпоху неопределенности усилила споры. Я тоже ответил. А сегодня думаю: ладно бы Герцен ответил Самарину в 1864: «Нет! Вам, славянофилам, нет прощения и ваше участие в крестьянской реформе нам не надо». Но Герцен прожил уже 17 лет в эмиграции ко времени этой переписки.
А вот возьмем Владимира Ильича. В 1908 году он уехал второй раз. Тут начался расцвет парламентаризма в России, Манифест открыл двери общественной активности.
А он закричал: «Нет! Это соглашательство! Никакой госдумы!». И так он просидел 9 лет!
На войну он смотрел «оттуда», а не из сегодняшнего дня и был уверен, что режим переживет и победу, и поражение. «Не доживем!» – и продолжал играть в шахматы и гулять.
Colta опросила разных людей. Вопрос был: имеют ли какое-то этическое преимущество в суждениях о России, живущие за ее…
Geplaatst door Александр Морозов op Donderdag 21 maart 2019
Пока немецкие политические советники через товарищей не передали: «мол, Владимир Ильич пора все-таки оторваться от шахмат и хорошего кофе, и туда ехать и залезать на броневик». И он еще колебался!… Поэтому какие тут «этические суждения»?! Родзянко думал, что у него суждения, Ульянов – что у него. Но все они со своими «суждениями» просто часть истории.
Конечно, лучше было бы, если бы Ильич не поехал, а Родзянко был бы поумнее. Никто не спорит. Но так не получилось.…
Александр Морозов, Facebook