«Не верь, не бойся, не проси». Шпаргалка для Зе!Команды по переговорам с Россией

К переговорам с российской стороной нужно готовиться заранее и тщательно. По результатам бесед с экспертами по России был сформулирован перечень старых и новых «хотелок» Кремля, а также рекомендации по целесообразной линии поведения.

Реагируя на результат выборов в Украине Владимир Путин заявил, что отношения с Украиной будут зависеть от политики, которую будет проводить Владимир Зеленский, пишет руководитель отдела «Мир» Игорь Соловей на страницах издания «Левый Берег».

Хотя сам хозяин Кремля накануне этого заявления осуществил шаги, которые совсем не приближают понимание сторон: установил ограничения на экспорт нефти и нефтепродуктов в Украину и подписал закон о выдаче российского гражданства жителям оккупированных Россией территорий ОРДЛО. Таким образом, эти провокации Кремля можно рассматривать как попытку Москвы взять нового президента Украины и его команду (говоря уважаемым Путиным блатным жаргоном) «на слабо».

Для России пока непонятна матрица будущего диалога с будущей украинской президентской администрацией, поэтому они будут провоцировать новую команду на заблаговременное раскрытие карт – чтобы технологически подготовиться к будущему формата взаимоотношений. Поэтому такой «ход конем» (паспортизация) в ожидании первых шагов нового президента Украины Кремль делает, чтобы заставить Киев начинать разговор с тактически выгодной для РФ позиции.

При этом Москва не намерена менять тактику своего поведения – негативная репутация Кремль не беспокоит, он мыслит об этом в собственных категориях. Путин и его команда готовы повысить ставки, чтобы «оживить» остроту украинского вопроса для Запада.

Этому способствует определенный спад дипломатической активности Киева до вступления в должность нового президента. А также то, что россияне почувствовали украинскую инертность и слабую «решимости» Европы. Поэтому россияне будут продолжать играть на тактическом поле, используя слабые стороны контрпартнеров.

Россия Путина не пойдет на уступки несмотря на все негативное воздействие санкций. В зависимости от внутриполитических потребностей Москва может пойти и на крайнее обострение на Донбассе – чтобы заставить Киев совершать ошибки, реагируя на их агрессивные действия, и заставить Запад окончательно согласиться на модель урегулирования по «плану Штайнмайера».

Что может сделать Украина в ответ на раздачу паспортов жителям ОРДЛО?

В целом Москве просто необходимо изменить повестку дня в диалоге с Западом, перенеся украинский вопрос как можно дальше в конец списка.

Таким образом, российское направление для новоизбранной Зе!Команды Украины будет очень тяжелым. Им будет противостоять команда Путина из опытных переговорщиков-манипуляторов, способных принимать (и главное – реализовывать) жесткие экономические, политические и силовые решения.

К таким переговорам с российской стороной нужно готовиться заранее. «Левый Берег» по результатам бесед с экспертами по России сформулировал перечень старых и новых «хотелок» Кремля, а также целесообразную линию поведения.

Чего хотят русские от Украины

Желание Москвы по Украине можно разделить на три блока: те, которые новым руководством Украины должны быть выполнены немедленно – чтобы подтвердить свой курс на улаживание отношений с РФ; те, которые нужно достичь в краткосрочной, а также в долгосрочной перспективе.

Итак, немедленно Москва от команды Зеленского хочет:

√ освободить Кирилла Вышинского (срок его ареста, к слову, истекает 24 мая);

√ снять ограничения на работу российских масс-медиа в Украине;

√ снять запрет на гастроли всех российских артистов;

√ возобновить прямое авиасообщение между Киевом и Москвой;

√ снять запрет на ввоз в Украину российской литературы;

Тактически Кремль хочет зафиксировать статус-кво по Крыму и при этом снять все обвинения с РФ, а для этого требовать:

√ забыть о Крыме, вынести этот вопрос за скобки в двусторонних и международных переговоров;

√ снять экономическую блокаду Крыма;

√ смягчить позицию Киева по продлению международного санкционного режима против России, прекратить генерировать новые заявки на введение санкций за очередные нарушения Кремля существующих договоренностей и норм международного права;

√ возобновить прямые закупки газа у Газпрома;

√ смягчить позицию Киева в международных судах (по Газпрома, Крыму, черноморского шельфа, собственности и тому подобного);

√ перезагрузить «Минск»: от Киева ждут начала прямых переговоров с «Л/ДНР», предоставление им автономного статуса в составе Украины с широкими политическими правами («троянский конь»);

Стратегически Украина должна быть зафиксирована в сознании россиян как наглядный негативный пример развития страны (как не стоит менять власть и куда двигаться не надо) – чтобы не допустить повторения аналогичной ситуации в России. Для этого Кремль хочет восстановить контроль над внешней и внутренней политикой Украины, а именно:

√ Киев должен отказаться от курса в НАТО (или хотя бы его саботировать);

√ ЕС обсуждать сотрудничество с Украиной через Москву;

√ зафиксировать федерализации Украины – для закрепления неуправляемости страной;

√ предоставить русскому языку официального статуса.

Шпаргалка для Зе! Команды

Какой же должна быть позиция нового президента Украины, чтобы не попасть в расставленные россиянами ловушки?

В первую очередь, Зе!Команде нужно быть готовым к восстановлению привычной риторики россиян: «ничего с 2014 года не произошло», «мы все славяне» и тп. Поэтому «братскому народу» следует регулярно напоминать о войне в Донбассе, аннексию Крыма, жертвах и переселенцах, а также о понесенных Украиной убытках.

Уступки в одностороннем порядке (например, разрешение всем российским артистам ездить в Украину) могут иметь не только символический смысл. С одной стороны Москва может и похвалить за такой шаг, а с другой – россияне воспримут это как слабость оппонента, как возможность «ломать» его на уступки дальше.

И когда российские журналисты в коллективном письме Зеленского просят немедленно освободить Кирилла Вышинского, то украинскому президенту следует помнить о «принцип взаимности» – а именно ставить вопрос о необходимости освобождения из российского плена украинского журналиста Романа Сущенко, режиссера Олега Сенцова, моряков и других заложников.

При этом ни в коем случае нельзя обменивать заложников на политические уступки, потому что это а) различные кейсы и б) будет стимулировать Москву к новым захватам пленных.

Читайте также  Россия против США в Венесуэле. Кремль ищет способ сохранить Мадуро у власти

Заявление о готовности нового президента Украины к «прямому диалогу с Россией» несет серьезные риски.

Во-первых, встречи тет-а-тет увеличивают риск кулуарных договоренностей – можно вспомнить совместные посиделки Януковича с Путиным-Медведевым в резиденции Завидово, после чего появились Харьковские соглашения – газ в обмен на продление базирования Черноморского флота России в Крыму еще на 49 лет.

А во-вторых, это сознательный и уверенный шаг к разрушению мировой антироссийской коалиции. Конечно, многие на Западе будет этому рады, поскольку тогда снимается ответственность с западных партнеров, когда разоружили Украину в обмен на гарантии безопасности.

Не говоря уже об опасности прямых переговоров Киева с «Л/ДНР» – это вообще приведет к переводу войны в Донбассе в столь желаемый Москвой «внутриполитический украинский конфликт». Россия же окажется в стороне, играя роль не имеющего отношения посредника – но при этом нажимая за спиной на нужные рычаги влияния.

Как это работает можно посмотреть на Молдову, где Кишинев долгие годы не может найти понимание с ориентированным на Москву Тирасполем, но Россия при этом – белая и пушистая: не страны-агрессор, а страна-гарант.

Донбасс

Россия не словом, а делом доказывает, что не намерена уходить из временно оккупированных территорий (ТОТ) – ОРДЛО. И поэтому будет постоянно придумывать различные формы своего присутствия там.

До недавнего времени это была просто гибридная военная оккупация, сейчас добавилась российская паспортизация населения этого региона – что легализует присутствие России на оккупированном Донбассе. Следующий шаг – признание Москвой «независимости» «ЛДНР» (абзхазо-осетинский сценарий) или даже (в зависимости от политической ситуации на момент принятия решения) присоединение этих территории в состав России (крымский сценарий).

При этом остается также опция возврата ОРДЛО назад в Украине – но это будет полностью подконтролен Кремлю регион, с российскими гражданами. Согласно российским условиям возврата ОРДЛО должны обладать автономный статус в составе Украины – чтобы влиять на всеукраинскую политику (внутреннюю и внешнюю).

Поэтому в этом направлении Киеву вряд ли можно рассчитывать на быстрый успех при этой власти в России. И, тем более, не поможет в этом вопросе именование российских военных и их коллаборационистов в Донбассе «повстанцами».

Путинский протекторат над Донбассом. Какие цели преследует Кремль делая россиянами жителей ОРДЛО

В любом случае действовать Киеву стоит только после конкретных шагов России с целью возвращения Крыма и временно оккупированных территорий Донбасса, а не просто после их обещаний.

В целом нужно осознать, что на российском направлении Зе!Команде придется находиться в глухой обороне. Наконец, президенту нужно серьезно относиться к фразе «если Путин нападет» – это гарантия избежать такого развития событий.

Россияне уважают только сильного собеседника. Поэтому модернизированная армия, укрепленная в том числе современными ракетами («Гром-2», «Нептун», «Ольха») обеспечивают хорошие стартовые переговорные позиции.

Почему нельзя снимать блокаду Крыма

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе блокады Крыма – учитывая очередную активизацию таких заявлений в украинском медиапространстве.

Стоит напомнить, что толчком для введения экономической блокады Крыма стало начало массовых задержаний крымских татар и других проукраинских активистов на оккупированном полуострове.

Во-вторых, в сентябре 2015 году в Крым шел поток продовольствия, промышленных и строительных материалов сотнями фур ежедневно – они доставлялись как жителям полуострова, так и в военные части российской армии участвовавших в оккупации.

Мало того, в то время в Крыму существовала свободная экономическая зона (СЭЗ) и там работали пункты перегрузки украинских товаров с последующим вывозом их в саму Россию. Таким образом Крым превратился еще и в контрабандный хаб.

Итак, блокада стала крупнейшей экономической санкцией Украины против России за оккупацию украинской территории. Точную стоимость подорожание Крыма для оккупантов посчитать сразу трудно: нужно знать сколько вложено в электрификацию, перестройку рынков, насколько выросли цены, во что обошлось ускорения строительства Керченского моста и обеспечения российских военных частей. Но точно речь может идти о миллиардах долларов.

Крымские татары с самого начала поддерживали блокаду – они считают, что чем дороже Крым будет обходиться России, тем быстрее он вернется в Украину.

Попытки снять блокаду Россия осуществляла с самого начала ее введения. Для этого вбрасывался месседж «блокада вредит мирным людям», который озвучивался в Украине пророссийскими политиками, подконтрольными им масс-медиа и экспертами.

Однако ответ на это прост: отделить товары для населения от товаров для оккупантов – невозможно. И снимая блокаду на поставку электроэнергии, воды и товаров Киев начнет напрямую поддерживать оккупанта, решать (а не усложнять) его проблемы по содержанию оккупированной территории. А ответственность за оккупированную территорию несет страна-оккупант.

Тем более, блокаду снять невозможно – ее вводила не власть, не президент Порошенко, а организовал Меджилис крымскотатарского народа при поддержке украинских патриотических организаций. Поэтому если будет такая попытка уже новой власти, то она столкнется с общественным сопротивлением всей Украине. Что вызовет внутриполитический кризис.

Внешнеполитический аспект. Если Украина начинает торговать с оккупированным врагом Крымом, то мировые страны вполне резонно могут задать вопрос: «если вы не соблюдаете санкций в отношении Крыма, то почему тогда мы должны содержать санкции? Извините, мы тоже страдать не будем». Так что снятие блокады Киевом будет де-факто признанием российской оккупации и аннексии.

Это лишь основные условные «красные линии», которые новая команда Владимира Зеленского если пересечет, то тогда можно начинать волноваться.

Автор Игорь Соловей
Источник Левый Берег
Тоже интересно
Комментарии
Загружаем...