Гуманитарная аура

Русскую церковь может возглавить одноклубник главных пропагандистов Путина — Проханова, Дугина и Леонтьева

02 ноября 2015

О том, что патриархом Кириллом в Кремле недовольны, мне приходилось слышать от разных церковных аналитиков. Говорят, что в копилку недовольства, помимо постоянной общественной обструкции, падает еще и обвинение: Кирилл, мол, не справился с ситуацией в Украине.

Влияние патриархии оказалось ничтожно малым на настроения украинской паствы, а те или иные административные решения откровенно слабыми. А недавно произошло кадровое событие, которое дает основания предполагать, что святейшему плетут лапти и готовят преемника. Архимандрит Тихон Шевкунов стал епископом, а это необходимая карьерная ступенька для получения права баллотироваться на патриарший престол. Я не считаю нужным следить за всеми перемещениями и хиротониями, которые происходят в РПЦ. Интерес у нас ко всему российскому сужается. Но Шевкунов — особый случай. Не исключено, что именно его готовят преемником на смену патриарху Кириллу. Западные СМИ писали, что Шевкунов — духовник Путина. Российские блогеры пишут, что в 2000 году Шевкунов откровенно агитировал по телевидению за Путина, намекая на его Богоизбранность. (Поэтому Путин выбрал себе духовника из собственных пропагандистов и его же хочет сделать патриархом).

Архімандрит Тихон Шевкунов. Фото: Марії Темнової / pravmir.ru

Кроме того, патриарх Кирилл — человек неавторитетный для части церковной интеллигенции России, его кандидатуру считают навязанной Путиным. А интеллигенция она такая, что видит и отсутствие аскезы, и отношение к Богослужениям, и цветение голубого лобби в РПЦ. Да и смелость Кураева относительно Кирилла, по моему мнению, объясняется тем, что он чувствует поддержку спецслужб и части власти, которые недовольны Кириллом. Поэтому, не исключаем, что вл. Тихону Шевкунову готовят патриарший куколь, и не исключено, что паства РФ будет этому рада. Потому его книга о возрождении Псково-Печерской обители «Несвятые святые» и монашества, написанная легким стилем бывшего профессионального сценариста, была раскуплена миллионными тиражами.

А теперь конкретно: что нам с этого… Какие последствия будет иметь это для Украинской церкви?

Тихон Шевкунов авторитетнее Кирилла, но его взгляды на Украину на самом деле мало чем отличаются. Он не позволяет себе прямого текста осуждения, одобрения Путина и аннексии Крыма, просто считает «неслучайным, что присоединение произошло в день св. Луки». (Намек на символизм события). Такими же являются его оценки событий в Украине, непрямолинейные, но пропутинские. Например, способность видеть гражданский конфликт, но не видеть российских Буков и российскую армию. Плакаться по поводу войны, ее последствий, но упускать причины, главная из которых — решение о войне было принято собственным духовным чадом.

Шевкунов является носителем той же самой традиции и взглядов. Политика на удержание под собой Украинской церкви будет оставаться. Никто не хочет терять могущество и влияние. Не исключаю, что нам будут предлагать автокефалию, как советует Кураев, оставив на каждом шагу ставропигиальные монастыри (тогда все Лавры останутся в прямом подчинении Москве), Интер будет показывать визиты Шевкунова, а запретить ему въезд будет уже значительно сложнее. И такое культурное проникновение может стать еще одним препятствием на пути к созданию Единой Поместной Церкви.

Наши собеседники подтверждают эту мысль. Священник Петр Зуев считает, что «патр. Кирилл всегда воспринимался в церковных кругах как «либерал», который овладел консервативной аудиторией. Вл. Тихон — это наоборот консерватор, который овладевает «либеральным» языком информационной эпохи (интернет, например). Для Кирилла — потеря Украины (автокефалия) — это историческая неприятность, которой он будет избегать во время своего понтификата. А для вл. Тихона — это дело идейное, потому что «потерять» Малую Русь, Киев — это потерять связь со Святой Русью. Перспективы получения нового канонического статуса при патриархе Тихоне для УПЦ равны нулю».

Интересно, что владыка Тихон является членом так называемого Изборского клуба, в числе учредителей и членов которого — Александр Дугин, Александр Проханов (он председатель этого клуба), Иван Охлобыстин, Михаил Леонтьев и Максим Шевченко. Сами они себя позиционируют как патриоты-государственники имперского толка. Напомним, что руководитель клуба Проханов вообще хотел канонизировать (признать святым) Сталина.

Критики пишут, что этот клуб предлагает «изоляционизм как абсолютное благо и панацею во все времена», а Россию хотели бы законсервировать во временах Ивана Грозного. Сайт этого общества, который претенциозно считает себя клубом интеллектуалов в самих заголовках демонстрирует уровень психического здоровья и интеллекта «экспертов». А в январе туда, отдельно от Шевкунова, поступил еще один епископ РПЦ, который во вступительной речи «Покайтесь, ехидны» назвал Сталина великой личностью и вождем и довольно пренебрежительно высказался по поводу Украины.

Перечитав это все, я, впрочем, успокоилась. Украинская паства Московского патриархата каким-то образом все же прозревает. Имперец в патриаршем куколе не будет иметь здесь успеха, как бы он не камуфлировал свои взгляды. Хотя административные решения для УПЦ МП он сможет производить, и они могут быть ну очень конфликтные. Удается же им сейчас нагибать нынешнюю церковную власть Украины, раздувать ненависть к Киевскому патриархату и возить жалобы по Европе. Но надеемся, что власть наконец будет внимательнее присматривать за делами церкви. Самим только сидением на печи здесь не обойтись, нужны стратегии.

И самое последнее. Думая о нас, я очень сочувствую российской пастве. Наверное, это очень горько, когда патриарха тебе избирает обер-прокурор или президент. Ну подумайте, сначала Кирилл, которого выбрал Путин. А следующие претенденты или митрополит Илларион Алфеев (креатура Кирилла, отдел Внешних Церковных связей, который всеми узами связан с ФСБ) или Тихон Шевкунов (человек Путина, который теми же узами связан с Кремлем, пишем Кремлем, ФСБ — в уме), один хуже другого.

Решила поинтересоваться: а что думают российские эксперты о перспективах нового патриарха, как эту ситуацию рассматривают в самой России? Поэтому обратилась к руководителю портала «Кредо», эксперту Александру Солдатову.

Александр Солдатов

— Несмотря на вполне естественный «информационный шум», — отметил Александр Солдатов, — следует признать, что все-таки «в ближайшие дни» Тихон Шевкунов патриархом не станет. Это возможная перспектива на 5-10, а то и больше лет вперед. «Информационный шум» связан с тем, что уже почти 15 лет в РПЦ МП сохранялось вопиющее противоречие: «духовник президента», очень энергичный и талантливый церковный администратор, архимандрит монастыря, расположенного прямо на Лубянке, никак не становится епископом. Было ясно, что его откровенно боится высшее священноначалие Московской патриархии, поэтому с каждым годом интрига накалялась.

Патриарху Алексию II народное предание даже приписывает такую фразу: «Если Тихон станет епископом, то кем же буду я?» Поэтому нынешняя его хиротония выглядит как результат совсем уж грубого давления Кремля на патриарха Кирилла. В пользу этой версии свидетельствует и необычная скорость хиротонии — менее чем через 2 дня после соответствующего решения Синода. Однако Тихон пока является викарием, а по Уставу РПЦ МП, кандидаты в патриархи выдвигаются только из числа епархиальных архиереев. Безусловно, карьерные перспективы Тихона весьма велики, поскольку он намного ярче, умнее и популярнее практически всех архиереев РПЦ МП. Но о реальных патриарших перспективах стоит говорить не раньше, чем он займет какую-то престижную кафедру типа Крутицко-Коломенской, Санкт-Петербургской или даже Киевской.

Последнюю я бы тоже не стал исключать. В Москве (особенно в Московской патриархии), слабо представляют реальное положение дел в Киеве (сказывается полуторагодовалая изоляция), убеждены, что режим Порошенко очень слаб и со дня на день рухнет. Определенные надежды в этой связи возлагаются на «марш на Киев», намеченный промосковскими активистами в Украине на конец ноября. Если в Киеве снова воцарится промосковская власть, считают в Москве, было бы хорошо заменить предстоятеля УПЦ МП.

Понятно, что митрополит Онуфрий НЕ националист и ничего против Москвы не имеет, но, с точки зрения пропаганды, он все равно ассоциируется с «хунтой», поскольку пришел к власти «при Порошенко». Патриарх Кирилл неоднократно выступал с инициативой изменения статуса УПЦ МП — возвращения ей статуса экзархата в составе РПЦ МП. Для реализации этой программы идеально подошел бы экзарх из Москвы, никак не связанный с Украиной. Кроме того, отправка Тихона в Киев избавит Кирилла от нежелательного конкурента в Москве, где неприятно иметь рядом с собой архиерея, более близкого к Путину, чем сам патриарх.

С одной стороны, Тихон придерживается явно антиукраинских, «великодержавных» взглядов. Он один из идеологов «русского мира», который понимается им как сильная неовизантийская империя с центром в Москве и с претензией на мировое господство. С другой стороны, он очень осторожный и хитрый политик, который способен лавировать в зависимости от реальной политической обстановки, не навязывая свою точку зрения «силой оружия». Он более тонкий человек, чем тот же патриарх Кирилл. Принципиально не понимая, в чем заключается «украинская идея «и не признавая право Украины на свою государственность, не считая украинский народ отдельным народом, Тихон, тем не менее, будет строить свою политику, исходя из реального политического статуса украинского государства и ее международного положения. Я могу даже допустить мысль о том, что Тихон согласится на автокефалию УПЦ МП, если это усилит его личные позиции в Москве или в «мировом православии «. Пока Тихон не осознает исторической логики процесса, поскольку находится в иллюзиях относительно того, что распад СССР был диверсией и недоразумением, а Украина «по определению» не может быть самостоятельным государством. Он — носитель имперско-советского мировоззрения, он убежден в том, что Россия «не потеряла шанс на превращение в великую державу и на мировое господство. Но с возрастом и с приобретением политического опыта Тихон становится более прагматичным, поэтому, оказавшись в новой для себя роли, движимый какими-то практическими интересами, он вполне может пойти на предоставление автокефалии. У него все это сильно связано с геополитическими раскладами: если Россия будет проигрывать войны, в которые она ввязывается, и постепенно распадаться, то придется предоставлять автокефалию, если же Россия будет укрепляться (на что Тихон еще искренне надеется, хотя и понимает: «что-то пошло не так «), то об автокефалии речи идти не может. Со стороны кажется, что Тихон переживает сейчас определенный идейный кризис. Если ранее он активно высказывался в поддержку путинской политики и снимал фильмы типа «Византийский урок», то теперь предпочитает задумчиво молчать. Даже в трескучей пропагандистской кампании «Крымнаш» он практически никак не участвовал, хотя Кремль очень нуждался в артикулированной церковной поддержке этой авантюры.

Лана Самохвалова, УКРИНФОРМ